Обереговые куклы народов Югры

Удивительный мир обрядовых или обереговых кукол народов Севера манит к себе и местных жителей, и туристов. В культуре народов ханты и манси детская игрушка превратилась в талисман, который может сопровождать человека всю жизнь.  «Мастерская Югры» беседут о тайне обрядовой куклы с Верой Колосовой, руководителем ресурсного Центра «Югорская коллекция».

— Как Вы думаете, в чем истоки действительно особой культуры народов ханты, манси, ненцев, которые повлияли и на изготовление обрядовой куклы?   

— Задолго до начала новой эры люди проникли в Западную Сибирь, приспосабливаясь к исключительно трудным местным условиям. Они обживали эти места, постепенно создавая удивительно рациональную, не сравнимую ни с какой другую культуру. Того, кто впервые встречается с культурой северных народов, поражает не только изящество и своеобразная красота одежды, предметов быта, орудий труда и средств передвижения, предметов декоративно-прикладного творчества, но и удивительная простота и точность исполнения и то, насколько серьезно относились к обереговым куклам и игрушкам, при всей простоте исполнения и обыденности их присутствия в повседневной жизни жителей Югры.

— Разные ли обрядовые куклы у каждой этнографической группы народов ?

Конечно, есть различия. Несмотря на то, что образ куклы у всех народов один и тот же, культура отдельных групп привнесла свои особенности и на изготовление куклы.

Ханты и манси, известные в прошлом, как остяки и вогулы, и которых нередко называют «обские угры» – основное коренное население Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Они говорят на языках, относящихся к угорской группе уральской языковой семьи. По лингвистическому принципу принято выделять три этнографические (локальные) группы хантов (северную, восточную, южную) и четыре группы манси (северную, западную, восточную и южную). На территории Югры, кроме титульных народностей, самыми многочисленными являются ненцы и русские. Обереговые куклы ненцев и хантов имеют между собой черты сходства, но у каждой есть и свои отличительные особенности. Так русские куклы, имея отдаленное сходство с традиционной куклой обских угров, внешне очень сильно отличаются, больше склоняясь в сторону славянских образов.

На примере куклы обереговых кукол Акань  обских угров разных локальных групп можно проследить общие черты и отличия в традиционной культуре коренных жителей Югры. История создания кукол Акань  напрямую связана с духовными представлениями северных народов.

В чем коренное отличие изготовления обрядовой куклы?  

— У традиционных кукол не изображаются черты лица, потому что, по поверьям коренных народов Севера, это одушевляет вещь, и она становится изображением духа, идола, и в куклу может вселиться злой дух или божество, либо душа умершего человека, которое на всю семью может наслать несчастья. Кстати, именно по этой же причине куклы в русской культуре тоже были безликими.

Кукла является прообразом человека, при этом, не имея ни рук, ни ног. Поэтому при создании куклы люди не смели воссоздавать копии людей, но у каждого народа такой запрет выразился в разных видах и формах, а также в разнообразии традиционных кукольных нарядов, характерных для той или иной локальной группы.

— Как на куклу повлиял традиционный уклад коренных малочисленных народов? 

— Традиционный уклад жизнедеятельности коренных этносов напрямую связан с оленями, а именно с их постоянным движением по тундре. В таких условиях дети растут постоянно в дороге, и их образ жизни – «уходящая вперед дорога». Агриш ведет мужчина и за ним следует женщина. Воспитывая детей в семье, родители ставили две задачи–подготовить ребенка с самого раннего возраста к самостоятельной трудовой жизни и приобщить его к традициям своего народа.

— Игрушками служили в основном миниатюрные копии вещевого набора взрослых (лодка, нарта, ловушка и т.д.). В шесть лет ребенок мог получить в самостоятельное управление оленью упряжку, набрать в сезон десятки килограмм ягод. С 12 лет любая девочка умела самостоятельно вести домашнее хозяйство, а мальчик один ходил на охоту. Таким образом, детей стремились, как можно раньше приобщить к настоящей, взрослой жизни.

— Обязанности женщины – это создание теплого места – дома, куда бы мог прийти уставший муж на отдых, и где бы росли малые дети. Подражая образу матери, девочки играют в дом и семью, и именно их основными игрушками становятся куклы.

В тундре куклы Акань есть в каждом чуме, где есть девочки. Первых кукол дочерям делают матери или старшие сестры, затем под их руководством девочки самостоятельно мастерят игрушки. Люди стойбища судят об умениях будущей невесты по ее детским игрушкам.

— Девочка, которая умеет делать куклу, будет хорошей женой?

— Считается, что девочка, умеющая хорошо делать игрушки, будет хорошей хозяйкой и мастерицей. Девочек с 5-6 лет матери готовят к роли хозяйки. Шестилетним девочкам матери дарят меховую сумочку тутчанг хир, украшенную цветным сукном и подвесками, для рукоделия. В этих сумочках хранятся все необходимые для рукоделия принадлежности: лоскутки ткани, меха, сухожильные нитки, наперсток, иглы. И с этого возраста девочки самостоятельно мастерят кукол.

Таких кукол у девочки собирается целое семейство: папа, мама, бабушка, дедушка и дети. Это традиционный, стандартный набор для игры. Также имеются кукольный гардероб и целое кукольное хозяйство.

К куклам относятся с некоторым суеверием. Существует поверье, что как сложится жизнь куколки у девочки, так впоследствии может сложиться ее собственная жизнь. Поэтому девочки своих кукол берегут – обычно эта игрушка становится личным талисманом или оберегом и сопровождает свою хозяйку до старости.

— А как появлялась у девочки первая кукла?

— Первую куклу Акань девочке шил кто-либо из взрослых. Родители, наблюдая за изготовлением девочками тряпичной одежды для кукол, а, нередко участвуя в этом процессе и в самой игре, строго следили за тем, чтобы Акань шилась только из обрывков новой ткани, ни в коем случае нельзя было использовать лоскутки от одежды, которая кем-либо носилась. По поверьям одежда, «пропитанная запахом живого человека», является его тенью. Считается, что, закопав в землю куклу, одетую в такую одежду, можно наслать неминуемую болезнь или даже гибель на её реального «двойника».

— Существуют же легенды о кукле Акань ?    

— Легенды об Акани гласят о том, что если в большой семье, в некоем Роду появляется ребенок, который не подчиняется общим требованиям к детям, нарушает общий порядок, склонен к озорству или вовсе к дурным поступкам бабушка из этого Рода призывает на помощь Акань. Она собирает всех детей и подростков семьи и при них делает куклу – оберег Акань.

Дети слушают историю  о проступке своего товарища. Готовая Акань занимает свое место в помещении, где  живет ребенок, и теперь все дети знают, что каждую ночь кукла будет выпивать у провинившегося одну капельку крови. Потрясение от такого наказания бывало настолько мощным, что ребенок не спал всю ночь, а утром был уверен, что куколка выпила у него обещанную капельку. Проходило совсем немного времени, и ребенок полностью осознавал, что своим поступком нанес вред своей семье, что поступил так, как нельзя было делать. Не выдерживая более того груза, который на него наложил самый старший и мудрый человек в семье, ребенок бросался к бабушке.  Бабушка принимала искреннее раскаяние внука.

Чтобы обряд прощения был полностью всеми прочувствован и обнародован, бабушка вновь собирает всех детей и подростков Рода. Она делает новую куклу Акань  и вручает ее с напутствием, что теперь оберег и охранник семьи Акань  будет за хорошие поступки на благо семьи и Рода   давать каждую ночь одну капельку крови. Акань  же, которая забирала капельку крови, теперь сжигается на костре и уносит вину ребенка далеко в пространство. Счастливый и прощенный всей семьей человечек очищается таким образом от злых темных мыслей и готов действовать на благо Рода.

Сегодня мы не можем утверждать, что Акань также строго участвует в укреплении семейных традиций, так как само понятие Рода нуждается в восстановлении. Но сам факт того, что Акань дошла с людьми до современности, говорит о том, что она не потеряла своего места в славянских домах, не сгинула в малонаселенных местах тундры или северных поселениях.

— Магия куклы Акань, как Вам кажется, существует?

— Магия обереговой куклы Акань и других кукол других этнографических групп, воздействие на детей дошкольного и младшего школьного возраста остается сильной там, где люди живут большими семьями, где крепок авторитет отца, матери, особенно бабушки и деда как старших представителей Родовой династии.

Только преемственность поколений и традиций у всех народностей, проживающих на территории матушки – Югры, поможет сохранить их мудрую и древнюю культуру и долго и дружно жить в процветании и благополучии.

— А как сохранить эти традиции?

— Это и есть наша общая задача – рассказывать жителям Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – какие тайны живут рядом с нами. И обрядовая кукла – очень яркое этому подтверждение.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *